Урок первый - начните с инструкции...  |  Урок второй - Больной скорее мертв, чем жив...  |  Урок третий - Льешь бензин из бочки - доедешь до сервисной точки  |  Урок четвертый- Не подмажешь - не поедешь  |  Урок пятый - Двигатель хорошим маслом не испортишь  |  Урок шестой - Хороший стук наружу выйдет  |  Урок седьмой - Гори, гори, моя... свеча!  |  Урок восьмой - "И песню в пути не забудь..."

УРОК ШЕСТОЙ - Хороший стук наружу выйдет

Так с юмором привыкли говорить шоферы о наших автомобилях. Спишет ли эту пословицу в архив своим поведением "406-й" двигатель? Надежда на это есть.

За годы моей работы практически не помню какого-либо серьезного нарекания на работу коленчатого вала, вкладышей, шатунов. Надо умудриться, чтобы вывести их из строя. По другим движущимся деталям двигателя замечания есть, и сводятся они в основном к следующему.

Неисправность гидротолкателя - в двигателе слышен звук, похожий на стук клапана у "402-го" двигателя. Какой из 16 гидротолкателей стучит, без стробоскопа распознать трудно. На разных режимах работы двигателя неисправность может появляться и пропадать. Ездить можно при неисправном гидротолкателе. Каких-либо заметных последствий в виде разрушения деталей на практике мы не наблюдали. Добраться до гидротолкателя, заменить его или промыть можно и самому владельцу, если он имеет определенный опыт общения с двигателем. Надо отвернуть и снять крышку клапанов, отвернуть распредвал, приподнять его и извлечь гидротолкатель.

Рисунок 1. Гидротолкатель.
1. Направляющая втулка компенсатора. 2. Корпус гидротолкателя. 3. Стопорное кольцо. 4. Корпус компенсатора. 5. Поршень компенсатора. 6. Обратный шариковый клапан. 7. Пружина.

На рисунке 1 показаны места возможного засорения элементов гидротолкателя продуктами трения - маслоподводящие канавка "В" и отверстие "А". Они должны быть чистыми. При нажатии пальцем на поршень компенсатора 5 по его возврату в исходное положение проверяем исправность пружины 7. При осмотре гидрокомпенсатора обратите внимание на качество сварки направляющей втулки компенсатора 1 с корпусом гидротолкателя.

Неисправность гидронатяжителя цепи - глухой звук, похожий на работу дизеля, исходит из передней части двигателя. Для водителя - это знак опасности. Если своевременно не принять меры, возможны обрыв цепи, самого распредвала и поломка головки блока. Промыть и перезарядить в дороге забарахливший гидронатяжитель несложно. Для этого в комплекте инструмента надо возить специальную оправку (рис. 2).


Рисунок 2. Оправка.

Рисунок 3. Гидронатяжитель в сборе.
1. Клапан в сборе. 2. Кольцо запорное. 3. Плунжер. 4. Корпус. 5. Пружина. 6. Кольцо стопорное.
Стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.
Стук поршней - очень похож на стук толкателя. Их порой водители не различают. Звук начинает проявляться при запуске холодного двигателя, четко выделяется при перегазовках, по мере увеличения износа звук становится громче и глуше по тону.
Требуется профессиональный ремонт.


Скрежет стартера при спуске - симптом неприятный. Надо незамедлительно снимать и осматривать стартер, и желательно это делать на станции, где имеется специнструмент. Непринятие мер грозит обрывом носка стартера, срезанием зубьев маховика.