Так с юмором привыкли говорить шоферы о наших автомобилях. Спишет ли эту пословицу в архив своим поведением "406-й" двигатель? Надежда на это есть.
За годы моей работы практически не помню какого-либо серьезного нарекания на работу коленчатого вала, вкладышей, шатунов. Надо умудриться, чтобы вывести их из строя. По другим движущимся деталям двигателя замечания есть, и сводятся они в основном к следующему.
Неисправность гидротолкателя - в двигателе слышен звук, похожий на стук
клапана у "402-го" двигателя. Какой из 16 гидротолкателей стучит, без стробоскопа распознать трудно.
На разных режимах работы двигателя неисправность может появляться и пропадать. Ездить можно при
неисправном гидротолкателе. Каких-либо заметных последствий в виде разрушения деталей на
практике мы не наблюдали. Добраться до гидротолкателя, заменить его или промыть можно и самому владельцу,
если он имеет определенный опыт общения с двигателем. Надо отвернуть и снять крышку клапанов,
отвернуть распредвал, приподнять его и извлечь гидротолкатель.
Рисунок 1. Гидротолкатель.
1. Направляющая втулка компенсатора. 2. Корпус гидротолкателя. 3. Стопорное кольцо. 4. Корпус компенсатора. 5. Поршень компенсатора. 6. Обратный шариковый клапан. 7. Пружина.
На рисунке 1 показаны места возможного засорения элементов гидротолкателя продуктами трения - маслоподводящие канавка "В" и отверстие "А". Они должны быть чистыми. При нажатии пальцем на поршень компенсатора 5 по его возврату в исходное положение проверяем исправность пружины 7. При осмотре гидрокомпенсатора обратите внимание на качество сварки направляющей втулки компенсатора 1 с корпусом гидротолкателя.
Неисправность гидронатяжителя цепи - глухой звук, похожий на работу дизеля, исходит из передней части двигателя. Для водителя - это знак опасности. Если своевременно не принять меры, возможны обрыв цепи, самого распредвала и поломка головки блока. Промыть и перезарядить в дороге забарахливший гидронатяжитель несложно. Для этого в комплекте инструмента надо возить специальную оправку (рис. 2).
Рисунок 2. Оправка.
Разборка гидронатяжителя:
- вывернуть корпус клапана 1 (рис. 3) из корпуса 4;
- вынуть из корпуса 4 пружину 5 и плунжер 3.
Рисунок 3. Гидронатяжитель в сборе.
1. Клапан в сборе. 2. Кольцо запорное. 3. Плунжер. 4. Корпус. 5. Пружина. 6. Кольцо стопорное.
Сборка гидронатяжителя:
- на закрепленную вертикально оправку (рис. 2) установить корпус 4 гидронатяжителя;
- в корпус вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку, предварительно смазав пару маслом для двигателя;
- в плунжер вставить пружину 5. На нее установить корпус клапана 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус.
Стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.
При этом:
- не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера;
- не допускается при сборке деформация корпуса гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары. Когда закрепите его в гнезде двигателя, не забудьте произвести спуск гидронатяжителя.
Стук поршней - очень похож на стук толкателя. Их порой водители не различают. Звук начинает проявляться при запуске холодного двигателя, четко выделяется при перегазовках, по мере увеличения износа звук становится громче и глуше по тону.
Требуется профессиональный ремонт.
Скрежет стартера при спуске - симптом неприятный. Надо незамедлительно снимать и осматривать стартер, и желательно это делать на станции, где имеется специнструмент. Непринятие мер грозит обрывом носка стартера, срезанием зубьев маховика.