![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Friday, August 02, 2002 - 01:37 pm | Завел в ФАК: Volga |
Лето 2000 года прошло в постоянной борьбе с вибрацией и стуком в передней подвеске моего любимого универсала ГАЗ-31022. Победа досталась дорогой ценой - потерянным временем и нервами. Надеюсь, накопленный мною опыт поможет вам быстро справиться с вибрацией на своей любимице ![]() ![]() Введение Возможны три варианта диагностики, когда работаешь один, работаешь вдвоем, как на сервисе (из подсмотренного). Из инструментов используются стандартные ключи, отвертки, пассатижи. Что-то вроде терминов: Поднимаем машину: ставим на передачу, ручник, подкладываем упоры под колеса вперед и назад, поднимаем домкратом нужную сторону, обязательно ставим подставку под порог через дощечку, опускаем домкратом машину на подставку, не убирая домкрат. Колесо при этом свободно вращается рукой, не задевая землю. Качаем колесо: берем ручками колесо за верх и низ (если в вертикальной плоскости) и толкаем от себя верх-вниз-верх-вниз с усилием не менее 10 кг. Если в горизонтальной, то берем за правую и левую сторону и далее аналогично. Качаем тормозной диск: поднимаем машину, снимаем колесо. Далее берем колесные болты и равномерно прикручиваем тремя болтами диск к ступице. Так как болты длинные, то надеваем на них большие гайки или шайбы. Если барабанные тормоза, то там барабан уже прикручен к ступице, помнится. Далее качаем, как колесо. Стуки в рулевом Итак, стуки при проезде неровностей, особенно на небольших скоростях. Желательно сначала убрать люфты в рулевом управлении. Проверяем люфт резиновой соединительной муфты. Если один, то крутим слегка туда-сюда рулевой вал за часть муфты, ближнюю к рулевому редуктору. Пальчиками той же левой руки смотрим прокручивание относительно другой половины муфты. Если вдвоем, то один крутит руль влево вправо, другой рукой чувствует рукой поворот одной половины муфты относительно другой. Здесь люфт недопустим. Лечение - затягивание гаек по окружности муфты. Желательно законтрить их вторыми гайками. Перед затяжкой необходимо полностью разогнуть штатные стопорные пластины, после законтривания вторыми гайками аккуратно загнуть пластины. При протяжке гаек необходимо, чтобы второй держал рулевое колесо. Работка муторная и аккуратная. Требуется хорошее освещение. Смотрим свободный ход рулевого колеса по окружности (машина без ГУРа). Желательно иметь не более 10 мм. Косвенно можно определить наличие зазоров, если один вращает руль на стоящей машине, второй держит руку на поверхности шины. Не должно прощупываться никаких стуков. Проверяем, если работаешь один: а) На скорости под 100 крутим слегка влево вправо, смотрим за поведением машины и соответственно величиной поворота рулевого колеса. При этом, разумеется, колеса должны быть нормально накачены. б) Левой ногой упираешься в левое колесо, рукой через открытое стекло слега болтаешь руль влево вправо. Замок в замке зажигания повернут. По отсутствию поворота колеса определяешь люфт. Если вдвоем, то: в) Один держит колесо слева и справа, второй как крутит руль и далее как в б). г) Один слегка крутит руль влево вправо, другой просовывает палец к валу сошки (та фигня, к которой крепятся рулевые тяги на выходе рулевого редуктора). Любой радиальный люфт сошки во втулке недопустим. Лечение - затяжка регулировочнго винта под шестигранник в рулевом редукторе. Требуются ключ на 30 и шестигранник, причем штатным мне не удалось подлезть. Если будет мешать медная трубка, отгибаем ее смело, но аккуратно. Не потеряйте штифтик, стопорящий "зубчатую" шайбу! Смотрим маятник: крепление и люфт пальца во втулке. Проверяем люфты в трапеции. Здесь я совсем не спец, но для меня удобнее, когда помощник качает руль, я в это время прощупываю трапецию, накладывая руку на шарниры. Тяги рулевой трапеции с наконечниками смотрю, поворачивая их вокруг продольной оси (которая вдоль оси тяги). Допустимо небольшое проворачивание. Перетяжка заглушек шарниров (под шлиц снизу, застопорены шплинтом) как на наконечниках, так и на трапеции недопустима! При наличии люфтов подтягиваем необходимые соединения (в соответствии с мануалом). Сильный стук в подвеске появился, когда выпал один из 4-х болтов крепления чашки пружины (площадка, на которую опирается нижняя часть пружины) к рычагам. Обязательно протягивайте все восемь болтов! Вибрация Переходим к надоевшей вибрации ![]() ![]() ![]() Одной из распространенных причин вибрации в диапазоне скоростей от 80 до 100 является дисбаланс передних колес и тормозных барабанов. Дорога в шиномонтаж, причем даже хороший шиномонтаж не устранит яйцеобразность вашей покрышки. "Отбалансировать можно и полено, но ездить на нем нельзя". Барабаны желательно протачивать со ступицей, принеся поворотный кулак в сборе в таксопарк. Для определения люфтов в подвеске делаем следущее: Поднимаем машину. Очищаем резьбовые, шкворневой узел от слоя грязи. Надеюсь, три пресс-масленки не будут для вас сюрпризом ![]() Если работаешь в гордом одиночестве, то - снимаем тормозные колодки, если дисковые тормоза, можно снять колпак ступицы; - качаем тормозной дискв вертикальной плоскости, сидя перед ним. Желательно подвесить куда-нибудь в арку колеса переноску, так как хорошее освещение здесь просто необходимо. Смотрим на шкворневой узел, резьбовые. Место, где ступица сидит на кулаке (после диска со стороны шкворня), лучше прощупать пальчиками, качая диск, но можно обойтись визуальным осмотром. Люфты будут видны. Разбитый шкворневой узел обычно люфтит в районе опорного подшипника шкворня. При этом зазор в ступичных подшипниках может определятся только покачиванием в вертикальной плоскости, хотя теоретически в горизонтальной он тоже должен быть. В случае зазора в ступице при покачивании диска ощущаются стуки на диске. - Видел, как на сервисе между диском и шкворнем со стороны капота втыкается лом и качают влево вправо. Так смотрят люфт шкворня. При жалобах на люфты в подвеске предпочитают менять как шкворень, так и резьбовые сразу, даже если резьбовые в норме. Если не хотите оплачивать лишние работы, то не ходите в сервис ![]() Если работаем вдвоем, то колесо можно не снимать. Хотя люфт ступичных подшипниках может и не проявиться (есть такая ма-а-ленькая вероятность), если не снять тормозные колодки (на дисковых тормозах). Один качает колесо, другой рукой прощупывает резьбовые, шкворень в местах соединения поворотного кулака и стойки (в районе опорного подшипника и ниже), месте соединения ступицы и поворотного кулака. Люфты будут чувствоваться пальчиками. При работе вдвоем определить люфт в ступице можно следующим образом: один то нажимает педаль тормоза очень сильно до упора, то отпускает, а другой качает колесо в вертикальной и горизонтальных плоскостях. Если при нажатой педали тормоза люфт колеса продает или просто уменьшается, то виноват зазор в ступичных подшипниках. Косвенным признаком люфта в ступичных подшипниках является преждевременный износ и выкрашивание тормозных колодок (на дисковых тормозах). Причем, если сравнить тормозные колодки с разных колес, разница в люфте ступиц будет видна очень хорошо. Про барабанные ничего не скажу, возможно, там происходит то же самое. Лечение - в зависимости от места зазора: замена резьбовых; замена шкворня с игольчатыми подшипниками и опорным подшипником; регулировка ступичных подшипников. Отрегулировать по мануалу подшипники мне не удалось, пришлось опять все делать на слух и нюх, затягивая гайку ступицы до исчезновения люфта при качании тормозного диска. Тормозные колодки обязательно снять! Если меняем гайку, то неплохо воспользоваться случаем и сменить литол в ступице между подшипниками. При регулировке ступицы также полезно прокручивать колесо после каждого поворота гайки. Подвеску с барабанными тормозами можно диагностировать похожим образом, делая соответствующие поправки. Регулировка ступичных подшипников там по-другому, смотрите мануал. Возможен также износ резиновых втулок верхних и, особенно, нижних рычагов. Я до такого не дожил, читайте мануал ![]() Если ремонт подвески не победил вибрацию, то возможны следующие причины: Вибрация движка. Разгоняетесь до вибрации, переходите на нейтральную передачу. Если вибрация сохранилась, значит дело не в движке. Лечение - равномерные клапанные зазоры, переборка двигателя с балансировкой коленвала и подборкой поршневой группы. Дисбаланс кардана. Осмотрите внимательно кардан, так как можно потерять заводской балансировочный грузик. Лечение - балансировка карданного вала в специализированных фирмах. Фиг еще чего знает в коробке, мосту и прочих железках. Спасибо авторушникам с конференции "ГАЗ" запомощь с машиной! С уважением, Mike R-P
|