Калильное число
Калильное число – условная величина, пропорциональная среднему давлению газов
на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на
специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т.е. зажигание не от
искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания. У нормально
работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600-800 С и масло, попадающее
на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара – она, как говорят,
самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от светло-серого до коричневого.
Указанная температура свечи устанавливается в результате теплообмена между свечой,
головкой цилиндра, камерой сгорания и внешней средой. Чем более форсирован
двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем больше теплоты
воспринимают детали свечи, находящиеся в камере сгорания. Значит тем лучше должна
быть теплопередача от свечи к менее нагретым деталям, и тем больше окажется ее
калильное число, то есть необходимо большее давление в цилиндрах для появления
калильного зажигания – свечу называют "холодной". И наоборот, в малофорсированном
двигателе тепловой поток к деталям свечи сравнительно мал, следовательно, и
интенсивность теплопередачи от свечи должна быть меньше, чтобы ее детали были
нагреты до температуры 600-700 С. Такая свеча имеет сравнительно небольшое
калильное число и ее называют " горячей ". Если в форсированный двигатель
установить "горячие" свечи (например, от грузовика), то на средних и больших
нагрузках свеча быстро разогреется до температуры значительно большей 1000 С и
возникает калильное зажигание. Элементы свечи оплавляются, а при сравнительно
длительной работе на этом режиме двигателю наносятся серьезные повреждения
(клапана, поршни, кольца). Если в малофорсированный двигатель установить
"холодные" свечи, то температура их деталей в процессе работы не превышает 400 С,
попадающее на эти детали масло не выгорает полностью и образуется слой сажистых
токопроводящих отложений. Свеча блокируется и в конце концов прекращает работу.
Таким образом, тепловые характеристики свечи должны строго соответствовать
условиям в камере сгорания двигателя (давлению, температуре, оборотам). Как
указывалось выше тепловой конус нормально работающей свечи должен быть сухим
и иметь цвет от полусерого до коричневого.