"Волга"-настройка содержания
АЛЕКСАНДР ШУБИН
Под тюнингом автомобиля обычно понимают настройку конкретной машины под конкретного водителя, изменение стандартных характеристик автомобиля, приближение их ко вкусам и запро-сам его владельца. В России тюнинг чаще всего ограничивается изменением дизайна кузова автомобиля за счет пластиковых накладок, кенгурятников, спойлеров или доработки интерьера. Фирм, выполняющих такую косметическую операцию, великое множество.Оттюнинговать таким образом можно практически любую отечественную, да и не только отечественную машину. Реже тюнинговые фирмы предлагают замену коробки передач на автоматическую и установку более мощного двигателя - либо форсированного отечественного, либо импортного.

Большая редкость - "настроенный" автомобиль, в котором воплощена гармония формы (внешности) и содержания (динамических характеристик) в сочетании с высоким уровнем безопасности. РОССИЙСКИЙ тюнинг выполняет и еще одну важ-ную функцию - он совершенствует наши серийные автомобили. Последнее особенно актуально, если мы говорим о тюнинге "Волги" моделей 3110, 31029 и 3102. Кожаный салон, полный электропакет и современная аудиосистема не решают всех проблем этого автомобиля, а установка мощного двигателя может даже усугубить недостаточную его управляемость. Представляем читателям нашего журнала один из немногих (если не единственный) тюнинговых центров, серьезно занимающийся настройкой содержания автомобилей "Волга", - "Авто Ателье МАМИ", которое почти 2 года работает исключительно с "Волгой". Об автомобилях, над которыми основательно поработало "Авто Ателье", уже рассказывалось на страницах периодических изданий.

На сей раз перед нами еще одна настроенная машина, у которой произведена комплексная доработка трансмиссии и подвески. Конструкция подвесок (шкворневая передняя и зависимая рессорная задняя) при современных скоростях делает "Волгу" небезопасным автомобилем. (Из отчета сравнительных испытаний "Волги" ГАЗ 3110, опубликованного в журнале "За рулем" №3/2002: "...Если на дороге попался шов или выбоина, "Волга" очень долго оправляется от возмущения. Ее переставляет по всей полосе, а на движение руля она отвечает сначала креном, потом выдерживает паузу и только потом начинает реагировать по-существу").

В "Авто Ателье МАМИ" считают, что лечение возможно только одним способом -- хирургическим. При этом полностью отдают отчет в том, что при пересадке требуется очень бережный, инженерно-продуманный подход с точно дозированным, минимальным вмешательством в силовой каркас кузова автомобиля. Усиливая кузов, здесь широко используют опыт нашего автоспорта. В те участки, что отвели конструкторы ГАЗа, идеально вписались новая пружинная подвеска с продольными рычагами, стабилизатором, тягой Панара, а также задний мост от VOLVO 740. (Шум волговского редуктора достал многих). У этого автомобиля размерность колес такая же, как у "Волги". Продольные рычаги закрепили на специальном подрамнике, который спроектирован так, что передает усилия на те же точки, где крепились рессоры и на лонжерон.

Рессорная подвеска уступила место более современной.

Задний мост от VOLVO 740 идеально вписался в кузов "Волги". Этот мост не шумит, да и дисковые тормоза надежнее.
Этим достигнуто распределение нагрузок на кузов от новой подвески, близкое к тому, что было в схеме с рессорами.

На передней подвеске установлен более мощный стабилизатор поперечной устойчивости и усилены пружины. Кропотливый подбор пружин, стабилизаторов и амортизаторов необходимо было сделать из-за увеличения массы машины, поскольку вместо ручной КПП на "Волгу" поставили автоматическую AW03 - 71L известной японской фирмы "Aisin-Warner", которая поставляет свои коробки передач на Ореl,Volvo и другие модели. В салоне "Волги", наконец, появился селектор АКПП. Четыре довольно длинные передачи японского "автомата" хорошо сочетаются с двигателем ЗМЗ-406.

Селектор АКПП автомобиля... "Волга".
Есть функция принудительного отключения четвертой передачи для динамических обгонов. Автоматическую коробку передач пристыковали к двигателю весьма оригинальным способом. От переходной план-шайбы, которую чаще всего применяют для соединения "неродных" агрегатов отказались. Из двух "колоколов" ("волговского" и от "автомата") сделали один, разрезав их и сварив в специальном приспособлении, соблюдая осевую центровку и параллельность торцов изделия. Такое решение упростило пристыковку первичного вала КПП к двигателю. Автоматическую коробку передач с задним мостом соединили импортными карданными валами. В "Авто Ателье" посчитали, что легче сделать на кузове "Волги" промежуточную опору карданного вала в другом месте, чем балансировать отечественные валы.

На машине установлены дисковые тормоза на обеих осях. Все тормозные механизмы - фирмы АТЕ. Они подобраны от разных моделей с учетом адаптации к "Волге" Главный тормозной цилиндр - со встроенным регулятором давления. Диски тормозов тоже импортные, они исключили все неприятности, связанные с перегревом и короблением отечественных изделий.

Под капотом у этой машины изменений немного: иной воздушный фильтр, с меньшим сопротивлением воздушному потоку и новый насос гидроусилителя. Результаты таких переделок проявляются при первой же поездке. Нет ощущения, что сидишь в автомобиле отечественного производства. Исчезли "клевки" автомобиля при торможении и "приседание" кормы при разгоне, резко уменьшились крены при прохождении поворотов на большой скорости. Небольшая поворачиваемость автомобиля обеспечивает значительный запас его устойчивости, придает уверенность водителю при любых режимах движения, любых маневрах и состоянии дороги, Чтобы сделать такой динамичный, комфортабельный и, главное, более безопасный автомобиль, нужно очень любить и хорошо знать старую, добрую "Волгу". Нелишне напомнить, что результат такого тюнинга сертифицирован, и проблем у владельца такого автомобиля с ГИБДД по поводу изменения конструкции не возникает.


В моторном отсеке изменения незначительны.